Михаил Высоцкий

Михаил Степанович Высоцкий  - гениальный конструктор, основоположник белорусского грузового автомобилестроения оставил яркий след в истории, является выдающимся конструктором и инженером в области машиностроения. На протяжении 35 лет являлся главным конструктором на Минском автомобильном заводе («МАЗ»). Далее сосредоточился на научной деятельности. Является одним из самых видных ученых БССР и современной Беларуси. В 1976 году получил докторскую степень, а с 1989 года является академиком Национальной академии наук Беларуси. Находился в должности вице-президента академии наук, директором созданного им центра проблем механики машин. На протяжении своей длительной трудовой деятельности и жизни внес огромный вклад в развитие грузового автомобилестроения. Так, из слесаря-сборщика Михаил Степанович стал конструктором и создателем многочисленных МАЗов, большая часть технологичных особенностей в которых используется и сегодня. Считается создателем первых грузовых автомобилей, которые стали выпускаться под минской маркой, которая впоследствии стала известна не только в СССР, но и далеко за его пределами. Сегодня концерн выпускает и реализует продукцию во многие страны мира. У истоков всего этого стоял Высоцкий.

Родился Михаил Высоцкий  в 1928 г. в Копыльском районе Минской области, где он провел детство вплоть до поступления в автомеханический колледж в Минске. Уже в своей выпускной работе будущий именитый конструктор предложил макет сборочной установки грузовых транспортных средств. После окончания техникума приступил к работе на Минском автозаводе, начиная с самых низов. Всего на данном заводе Высоцкий проработал 50 лет, из них 35 лет в должности главного конструктора. Свои наработки, отраженные в выпускной работе, Михаил Степанович сумел вскорости применить на практике. Дело в том, что в то время в Минске пытались наладить выпуск грузовика, основанного на моделях Ярославского автомобильного завода. Конвейерная сборка в белорусской столице отличалась меньшими размерами, поэтому возникло множество сложностей. Высоцкому удалось убедить руководство в адаптации под корректной сборки кабины, крыльев и иных деталей и узлов. В 1950-е годы эти и прочие наработки стали основой для улучшения и совершенствования систем управления и запуска первого искусственного спутника Земли. В 1970-е и 1980-е годы продолжает разрабатывать новые модели автомобилей. В 1992 году по его инициативе началось плодотворное сотрудничество с концерном «Неоплан» по выпуску автобусов международного типа.

В качестве достижений, которые по праву приписываются Высоцкому, относят разработку концепции автопоездом магистрального типа, принципиально новую компоновку большегрузных автомобилей (кабина над двигателем), разработку и оперение многих грузовых автомобилей, поступивших впоследствии в серийное производство, а также многое другое. Трудовая деятельность Михаила Степановича отмечена многочисленными наградами. Разработанные им модели большегрузных автомобилей становились лауреатами международных автомобильных салонов. Подготовил 6 докторов и 18 кандидатов наук. Является автором более 450 значимых научных трудов. Под его руководством получено 145 патентов и авторских свидетельств. Умер Михаил Степанович Высоцкий в возрасте 85 лет в Минске.

Табличка на доме-музее М. Высоцкого

Мемориальная доска в честь М. Высоцкого на здании «Объединённого института машиностроения НАН Беларуси»

МАЗ 200

МАЗ 530

Колонна испытательных автопоездов МАЗ держит путь на Москву. 1973 год. Фото БЕЛТА

МАЗ 2000 «Перестройка» был показан на Автосалоне в Париже 1988 г.

Техника трех заводов ПО «БелАвтоМАЗ» — БелАЗа, МАЗа и МоАЗа. Весь период существования этого объединения в первоначальном своем виде его конструкторскую службу возглавлял Михаил Высоцкий

На Минском заводе «БЕЛАВТОМАЗ»

Команда «МАЗ-СПОРТавто» завоевала «серебро» на юбилейном марафоне «Дакар-2018». Экипаж под управлением Сергея Вязовича занял второе место в общем зачете гонки, что стало для белорусов лучшим результатом в истории.