Михаил Высоцкий
Михаил Степанович Высоцкий - гениальный конструктор, основоположник белорусского грузового автомобилестроения оставил яркий след в истории, является выдающимся конструктором и инженером в области машиностроения. На протяжении 35 лет являлся главным конструктором на Минском автомобильном заводе («МАЗ»). Далее сосредоточился на научной деятельности. Является одним из самых видных ученых БССР и современной Беларуси. В 1976 году получил докторскую степень, а с 1989 года является академиком Национальной академии наук Беларуси. Находился в должности вице-президента академии наук, директором созданного им центра проблем механики машин. На протяжении своей длительной трудовой деятельности и жизни внес огромный вклад в развитие грузового автомобилестроения. Так, из слесаря-сборщика Михаил Степанович стал конструктором и создателем многочисленных МАЗов, большая часть технологичных особенностей в которых используется и сегодня. Считается создателем первых грузовых автомобилей, которые стали выпускаться под минской маркой, которая впоследствии стала известна не только в СССР, но и далеко за его пределами. Сегодня концерн выпускает и реализует продукцию во многие страны мира. У истоков всего этого стоял Высоцкий.
Родился Михаил Высоцкий в 1928 г. в Копыльском районе Минской области, где он провел детство вплоть до поступления в автомеханический колледж в Минске. Уже в своей выпускной работе будущий именитый конструктор предложил макет сборочной установки грузовых транспортных средств. После окончания техникума приступил к работе на Минском автозаводе, начиная с самых низов. Всего на данном заводе Высоцкий проработал 50 лет, из них 35 лет в должности главного конструктора. Свои наработки, отраженные в выпускной работе, Михаил Степанович сумел вскорости применить на практике. Дело в том, что в то время в Минске пытались наладить выпуск грузовика, основанного на моделях Ярославского автомобильного завода. Конвейерная сборка в белорусской столице отличалась меньшими размерами, поэтому возникло множество сложностей. Высоцкому удалось убедить руководство в адаптации под корректной сборки кабины, крыльев и иных деталей и узлов. В 1950-е годы эти и прочие наработки стали основой для улучшения и совершенствования систем управления и запуска первого искусственного спутника Земли. В 1970-е и 1980-е годы продолжает разрабатывать новые модели автомобилей. В 1992 году по его инициативе началось плодотворное сотрудничество с концерном «Неоплан» по выпуску автобусов международного типа.
В качестве достижений, которые по праву приписываются Высоцкому, относят разработку концепции автопоездом магистрального типа, принципиально новую компоновку большегрузных автомобилей (кабина над двигателем), разработку и оперение многих грузовых автомобилей, поступивших впоследствии в серийное производство, а также многое другое. Трудовая деятельность Михаила Степановича отмечена многочисленными наградами. Разработанные им модели большегрузных автомобилей становились лауреатами международных автомобильных салонов. Подготовил 6 докторов и 18 кандидатов наук. Является автором более 450 значимых научных трудов. Под его руководством получено 145 патентов и авторских свидетельств. Умер Михаил Степанович Высоцкий в возрасте 85 лет в Минске.